УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "КОЛОМНА"

Глоссарий повышения квалификации

Понятия, используемые при организации обучения по кредитно-модульной системе (Болонская декларация)

Академический час - это минимальная учетная единица учебного времени. Продолжительность академического часа составляет 40-50 минут. Два академических часа образовывают академическую пару (в дальнейшем пара). Изменение продолжительности академического часа, как правило, не допускается. Тем не менее, при проведении пары без перерыва, ее продолжительность может изменяться, но должна составлять не менее 80 минут.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний предусматривает установленную для всех участников региональной сети повышения квалификации единую балльную шкалу и максимальное количество баллов, которые слушатель может получить за академические успехи в процессе освоения модулей в соответствии с установленным объемом кредита. Максимальное количество баллов складывается из совокупности баллов за все виды деятельности, предусмотренные программой курса, а также дополнительные баллы за высокое качество итогового практикозначимого проекта. Дополнительные баллы присваиваются по представлению аттестационной комиссии учреждения повышения квалификации на основании высокой оценки качества проекта и его защиты, а также муниципальных методических служб на основании высокой оценки результата внедрения итогового проекта в практику.

По шкале ECTS По региональной рейтинговой шкале По балльной шкале учреждений - участников региональной сети Основные баллы по итогам освоения программы Дополнительные баллы за качество практического внедрения итогового проекта
A отлично 8-10 8

1 (защита) +

1 (внедрение)

BC хорошо 6-7 6-7
DE удовлетворительно 4-5 4-5
FX неудовлетворительно с возможностью пересдачи 2-3 2-3
F неудовлетворительно 1 1

При сертификации или аттестации педагог предъявляет документ, отражающий накопление баллов при освоении программного материала в нормативном объеме кредита ECTS (в настоящее время в Московской области каждый педагог должен набрать 216 часов повышения квалификации, что соответствует 6 кредитам при «цене» зачетного кредита – 36 часов).

ПРЕДСТОИТ ВЫВЕСТИ МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ С УЧЕТОМ ВСЕХ ВИДОВ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ. КОЛИЧЕСТВО ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ «ЦЕНА» В РАМКАХ ОДНОГО КРЕДИТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ УНИФИЦИРОВАННЫ.

Виды учебных (аудиторных) занятий: лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, групповые консультации.

Зачетный кредит - единица измерения учебной нагрузки, необходимой для усвоения слушателем модуля. Включает в себя все виды работ слушателя: аудиторную работу (лекции, практические и семинарские занятия), самостоятельную работу, формирование «портфолио» по учебному курсу, выполнение заданий текущего контроля, подготовку итоговой практикозначимой работы (проекта). Слушатель должен набрать определенное количество зачетных кредитов, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом в соответствии с нормативно установленным федеральным или региональным объемом кредита ECTS (в настоящий момент 216 часов повышения квалификации в Московской области соответствуют 6 кредитам).

Знания - результат процесса познавательной деятельности, ее проверенное общественной практикой и логически благоустроенное отображение в сознании человека. Знание - категория, которая отображает связь между познавательной и практической деятельностью человека. Знания определяются через систему понятий, мыслей, представлений и образов, ориентированных основ деятельности и т.д., имеющих определенный объем и качество. Знание можно идентифицировать только тогда, когда они проявляются в виде умения выполнять соответствующие умственные или физические действия.

ECTS - это системы измерения и сравнения результатов обучения, их академического признания и передачи от одного учебного заведения другому. Система может использоваться внутри учебного заведения, между учебными заведениями одного региона, одной страны, а так же между учебными заведениями - партнерами из разных стран. Система ECTS базируется на принципах взаимного доверия участников и предусматривает выполнение правил относительно всех ее частей: ECTS-кредитов, ECTS-оценок (балльно-рейтинговая система оценки знаний), Соглашения об обучении, зачета кредитов. ECTS позволяет обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и единство требований к качеству повышения квалификации одной и той же категории слушателей.

Информационный пакет для слушателя - документ, который содержит общую информацию о кредитно-модульной системе обучения, информацию об участниках региональной сети повышения квалификации, адреса информационных ресурсов участников сети, название изучаемого учебного курса, его краткую аннотацию с указанием структуры, график-расписание, описание системы оценивания качества образования, перечень тем итоговых практикозначимых работ (проектов), объем курса в зачетных кредитах. Информационный пакет выдается слушателю при зачислении на обучение по одному из курсов каждым участником региональной сети.

Консультация - это один из видов учебных занятий. Она проводится с целью получения слушателем ответа на отдельные теоретические или практические вопросы и для объяснения определенных теоретических положений или аспектов их практического применения. Консультации на протяжении учебного курса (текущие индивидуальные консультации, групповые) проводятся по графику кафедры, а при переподготовке – по графику деканата факультета.

Кредит - единица объема обучения и измерения его результатов, достигнутых на определенный момент прохождения индивидуального образовательного маршрута,
- система отдельных учебных элементов, которые могут быть усвоенными за 36 часов учебного времени (аудиторной и самостоятельной работы слушателя в соответствии с программой и графиком-расписанием ее прохождения). Согласно приложению 1 Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификации, кредит - точно документированная минимальная условная единица измерения «стоимости» любой составляющей учебной программы, которую выполнил слушатель во время обучения.

Программа повышения квалификации педагогов в Московской области осваивается раз в пять лет по индивидуальному образовательному маршруту (индивидуальному учебному плану) в объеме 6 зачетных кредитов (1 кредит = 36 часов; 6 кредитов х 36 часов = 216 часов). Программа повышения квалификации в объеме 6 кредитов реализуется путем накопления зачетных кредитов за освоение учебных модульных программ: обязательных (1 инвариантная академическая (1 кредит) и инвариантная кафедральная (2 кредита)), а также вариативных (1+1+1 (кредиты) или 1+2 (кредиты)).

Кредитно-модульная система обучения (КМСО) - спланированная в соответствии с требованием раз в пять лет повышать квалификацию, основанная, в основном, на самостоятельном получении каждым слушателем количества кредитов, которые отвечают содержанию кредитно-модульных программ учебных курсов. Она позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность слушателей по содержанию, методам и средствам учебной работы и по динамике продвижения к определенному нормативными документами уровню и качеству квалификации. Кредитно-модульная система обучения реализуется с учетом принципов, которые учитывают основные особенности модульного обучения и организации системы учебного процесса в учреждениях – участниках региональной сети повышения квалификации и обеспечивают академическую совместимость учебных курсов.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса (КМСОУП) - модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов).

Модуль - задокументированная, завершенная часть программы повышения квалификации в объеме 6 кредитов - 216 часов (устанавливается нормативными федеральными или региональными документами), которая реализуется через соответствующие формы учебного процесса. Это законченный блок (объем) информации или учебная деятельность, которую должен усвоить или выполнить слушатель. Модуль выступает как основное средство обучения и охватывает: 1) целевую программу действий (зачем?); 2) содержательный модуль, который представляет собой систему объединенных учебных элементов программы (что?); 3) операционно-деятельностный модуль, в котором в нормах кредита и видах учебной деятельности раскрывается учебная нагрузка (активное участие) слушателя в модуле (как?); 4) резюме - завершающий (итоговый) этап овладения слушателем модулем в кредитах (что в итоге?). Модуль обеспечивает гармонию между объемом и качеством учебной работы слушателя.

Навыки- действия, которые совершаются во время осуществления определенной деятельности, а благодаря многоразовым повторениям становятся автоматическими и выполняются без осознанного контроля.

Почтовый ящик доверия - информационный ресурс участников региональной сети повышения квалификации. На этот адрес приходит информация от муниципальных методических служб о качестве итоговых проектов слушателей и результатах их внедрения в практику, задокументированные решения о присвоении дополнительных зачетных кредитов по итогам практического применения итоговых проектов. На этот ящик любой слушатель, преподаватель, представитель муниципальной методической службы может послать замечания, предложения по содержанию и организации курсовой подготовки, информацию о нарушениях учебного процесса, злоупотреблении в оценке знаний.

Практическое занятие - это вид учебного занятия, на котором преподаватель организовывает детальное рассмотрение слушателями отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения слушателем заданий. Основная дидактическая цель практического занятия - расширение, углубление и детализация научных знаний, полученных слушателями на лекциях и в процессе самостоятельной работы и направленных на повышение уровня усвоения учебного материала, привитие умений и навыков, развитие научного мышления и устной речи слушателей.

Программа повышения квалификации - совокупность модульных курсов (инвариантных и вариативных), необходимых для прохождения слушателем индивидуального образовательного маршрута по индивидуальному учебному плану раз в пять лет.

Программа учебного модульного курса - программа, которая определяет цель, содержание, объем, порядок изучения курса, уровень сформированности умений и знаний, учебно-методическое обеспечение.

Расписание учебных занятий - это документ, который обеспечивает выполнение учебного плана в полном объеме через проведение учебных занятий. Расписание занятий разрабатывается учебно-организационным отделом и утверждается проректором по учебно-методической работе.

Результаты обучения - специфические интеллектуальные и практические навыки (компетенции), полученные в результате усвоения содержания программы обучения.

Самостоятельная работа является основным средством усвоения слушателем учебного материала во время, свободное от аудиторных учебных занятий. Учебное время, отведенное для самостоятельной работы слушателя, регламентируется учебным планом (рабочим учебным планом) и должно составлять не менее 1/3 и не более 2/3 общего объема учебного времени, отведенного для изучения конкретного учебного курса.

Семинарское занятие - это вид учебного занятия, на котором преподаватель организовывает обсуждение слушателями вопросов по предварительно определенным темам рабочей учебной программы. Семинарские занятия проводятся в форме беседы; рецензирования и обсуждения рефератов и докладов, предъявленных учебных ситуаций; дискуссий. Семинары оказывают содействие развитию творческой самостоятельности слушателей, углубляют их интерес к науке и научным исследованиям, воспитывают педагогический такт, развивают культуру языка, умение и навыки публичного выступления, участия в дискуссии.

Сертификация – процедура подтверждения достижений или компетенций слушателя, которая предоставляет право на дальнейшую профессиональную деятельность и участие в квалификационной аттестации. По итогам сертификации выдается соответствующий документ с указанием вида подготовки (повышение квалификации, стажировка, переподготовка), объема накопленных зачетных кредитов, балльно-рейтинговой оценки знаний.

Система образования - совокупность взаимодействующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть образовательных учреждений, которые реализуют их независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Соглашение об обучении - это документ, в котором определяются права и обязанности сторон при обучении по кредитно-модульной системе, и который заключают слушатель, принятый в одно из учреждений региональной сети повышения квалификации, с одной стороны, и образовательное учреждение – участник сети, с другой стороны. Соглашение об обучении также составляют между собой учебные заведения - партнеры в случае осуществления части обучения по учебному курсу тем или другим слушателем в другом учебном заведении. В соглашении отмечается перечень тем, которые слушатель будет изучать в учреждении-партнере, права и обязанности учреждений-партнеров.

Содержание образования - социально адаптированная система знаний, умений и навыков, обусловленная целями и нуждами лица, общества, государства.

Содержательный компонент модульной программы - система учебных элементов, которая объединена по признаку соответствия определенному учебному объекту. Из обязательных содержательных компонентов состоят инвариантные модульные программы.

Специализация - обретение человеком способностей выполнять отдельные задания и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности.

Специальность - совокупность знаний, умений, навыков в определенной области знаний и практической деятельности, приобретенных в процессе целенаправленной подготовки и опыта практической работы и подтвержденных соответствующим документом об образовании.

Текущий контроль осуществляется во время проведения практических, лабораторных и семинарских занятий и имеющий целью проверку уровня подготовленности слушателей по определенным разделам (темам) учебной программы, и также к выполнению конкретных заданий. Формы проведения текущего контроля во время учебных занятий и система оценивания знаний слушателей определяются соответствующей кафедрой.

Трансфер кредитов - «перенесение кредитов», т.е. признание задокументированных кредитов в учреждениях – участниках региональной сети повышения квалификации.

Учебная лекция - это логически завершенное, научно обоснованное и систематизированное изложение определенного научного или научно-методического вопроса, иллюстрированное, при необходимости, средствами наглядности. Лекция является одним из основных видов учебных занятий и, вместе с тем, методов обучения. Она призвана формировать у слушателей основы знаний в определенной научной области, а также определять направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий и самостоятельной работы слушателей по соответствующей учебной дисциплине.

Учебная программа - это нормативный документ, определяющий место и роль учебного курса в реализации образовательной программы подготовки, ее содержание, последовательность и организационные формы изучения учебной дисциплины, требования к знаниям и умениям слушателей. Учебная программа включает объяснительную записку, тематическое изложение содержания учебного курса и список литературы.

Учебное время слушателя определяется количеством учетных единиц времени, отведенного на реализацию образовательной программы подготовки. Учетными единицами учебного времени слушателя являются академический час, учебный день, учебный курс.

Учебный курс - это завершенный период обучения слушателя.

Учебный план учебной программы - это нормативный документ, который составляется учреждением повышения квалификации на основании учебной программы и структурно-логической схемы подготовки и определяет перечень и объем учебных компонентов, разделов, тем; последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий (лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации) и их объем, график учебного процесса, формы и средства проведения текущего и итогового контроля. В учебном плане отображается также объем времени, предусмотренный на самостоятельную работу. Учебный план разрабатывается на весь период реализации соответствующей учебной программы подготовки и утверждается ректором учреждения.

Учебный элемент - автономный учебный материал, предназначенный для усвоения элементарной единицы знания или умения, который используется для самообучения или обучения под руководством преподавателя. Учебный элемент начинается с декларации о том объеме знаний и/или умений, которым должен овладеть слушатель, содержит соответствующий теоретический материал, различные тесты и упражнения и, как правило, заканчивается формированием раздела «портфолио», выполнением заданий текущего контроля, результаты которого свидетельствуют об уровне усвоения знаний, содержания определенного материала. Учебные элементы группируются в содержательные компоненты, разделы, темы, которые являются основными структурными единицами учебного курса.