УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "КОЛОМНА"

Опыт инновационной работы

Мероприятия 2016-2017 учебного года

19 декабря 2017 года на базе МБДОУ детского сада №3 «Ладушки» для заместителей руководителей по воспитательной и методической работе дошкольных образовательных организаций прошёл научно-практический семинар по теме «Эффективное управление командой – условие повышения качества образования».

Проблема формирования команды профессионалов, сплочения педагогов ради общего дела, создания условий для профессионального развития и совершенствования была рассмотрена и проанализирована как с научной, так и практической точек зрения. Теоретический компонент семинара был представлен в выступлении заместителя заведующей по ВМР Сухарниковой Галины Риетовны, в котором были указаны особенности создания системы методических мероприятий как профессиональной среды, мотивирующей педагогов профессионально развиваться и расти. Заместителям руководителей была предложена система мотивации и стимулирования педагогов к профессиональному росту: выделены мотивы и стимулы, рассмотрены методы и приёмы мотивации, а также определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие благоприятную мотивационную среду. В практической части вниманию педагогов был представлен результат работы команды детского сада «Калейдоскоп культурно-досуговой деятельности». Спортивное развлечение «Ярмарка подвижных игр» провели инструктор по физической культуре Климова Т.Н., воспитатель Вичкутова Л.В., воспитатель Агибалова В.В. Музыкально-логопедическое развлечение «Волк и козлята» представили учитель-логопед Афанасьева Е.В., музыкальный руководитель Бурлакова М.Е., воспитатель Карелина О.А. Познавательный досуг «Лаборатория дядюшки Мокуса» показала воспитатель Чернуха И.А. Мастер-класс для заместителей заведующих по ВМР «Педагогический марафон» как одна из форм повышения профессионализма и мастерства», был сложен из разных видов практической деятельности с педагогами в рамках методической недели «Культурные досуги». Были представлены элементы работы специалистов: учителя-логопеда Афанасьевой Е.В., инструктора по физической культуре Климовой Т.Н., музыкального руководителя Бокаревой О.С., педагога-психолога Патрикеевой А.Ю., воспитателей Юсовой Л.В. и Карелиной О.А. Ярким украшением стал педагогический театр «Чемодан», где в полной мере раскрылись таланты педагогов как писателей и актёров. Следует подчеркнуть объединяющую и направляющую роль заведующей Савиной Э.В. и заместителя заведующей Сухарниковой Г.Р. в формировании творческой и увлечённой своим делом команды педагогов.

При подведении итогов было отмечено, что высокое качество представленного материала является результатом работы сплочённой команды профессионалов.

12 декабря 2017 года прошёл семинар для заместителей руководителей по воспитательной и методической работе и воспитателей детей групп раннего возраста дошкольных образовательных организаций Коломенского городского округа по теме «Организация образовательной среды для детей раннего возраста». Результаты научных исследований и современные тенденции педагогики раннего возраста представила научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» и президент НП «Ассоциация Фребель-педагогов» Кожевникова Виктория Витальевна.

В своём выступлении она обратила внимание присутствующих на перспективы развития дошкольного образования в данном направлении, обозначив риски с точки зрения педагогов и родителей. Виктория Витальевна сделала акцент на создание особенных условий для успешной образовательной деятельности в группах раннего возраста. Также были предложены возможные формы обеспечения дошкольным образованием детей раннего возраста и общеобразовательные программы дошкольного образования в раннем детстве.

29 ноября 2017 года на базе МБДОУ Центра развития ребёнка – детского сада №24 «Белочка» для заместителей руководителей по ВМР дошкольных образовательных организаций прошёл методический практикум по теме «Психолого-педагогические условия развития игры как культурной практики дошкольного детства».

Проблема приобретения личного жизненного опыта, опыта общения и взаимодействия с разными людьми посредством освоения культурных практик стала актуальной в дошкольной педагогике и психологии. На методическом практикуме культурные практики рассматривались в рамках различных видов деятельности с дошкольниками, и основное внимание уделялось игре дошкольников. Заместитель директора по ВМР Бабина Е.В. представила точку зрения коллектива детского сада №24 «Белочка» на данную проблему, познакомила с опытом работы по организации игровой деятельности воспитанников. Вниманию заместителей руководителей по ВМР были предложены мероприятия с воспитанниками: совместная игра воспитателя Сорокиной В.Н. и детей младшей группы «В гости к нам пришли матрёшки»; опытная деятельность детей подготовительной к школе группы «Испечём пшеничные пироги отличные» под руководством воспитателя Шапкиной В.А.; художественный труд детей средней группы «Торт для мам» под руководством воспитателя Микиты А.В. На каждом практическом мероприятии можно было увидеть чёткую структуру предлагаемой детям игры, грамотно организованную мотивацию детской деятельности и определение детской цели. Созданные воспитателями условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности способствовали успеху каждого ребёнка в его практической деятельности.

Методист МБУ ДПО «Учебно-методический центр «Коломна» Штейн С.А. провела «мозговой штурм» для комплексного анализа практической деятельности с точки зрения создания психолого-педагогических условий для проявления инициативы и самостоятельности дошкольников в рамках представленных видов и форм деятельности. По предложенным технологическим картам методисты анализировали каждое мероприятие, определяя оптимальность выбранных педагогами приёмов и средств развивающего взаимодействия с дошкольниками. Педагоги подчеркнули, что организация самостоятельной игры, создание условий для проявления инициативы дошкольниками остаётся проблемной точкой. Также был отмечен хороший уровень подготовки и практическая польза методического практикума.

15 ноября 2017 года педагоги-психологи, учителя-дефектологи, воспитатели и административные работники ДОУ Коломенского г.о. приняли участие в работе форума «Педагоги России: траектории внешнего взаимодействия».

В ходе деловой игры участники форума познакомились с методикой Калита Д.С. «Теория решения изобретательских задач», направленной на реализацию концепции инженерной школы в ДОУ и авторской технологией «Развивающие игры Воскобовича». Куратор сопровождения обучающихся с ОВЗ Музипова В.Ф. рассказала о современных подходах к дошкольному образованию детей с проблемами в развитии. Также был проведён ряд мастер-классов с использованием развивающего оборудования.

7 ноября 2017 года на базе МБДОУ Центра развития ребёнка – детского сада №26 «Родничок» прошёл семинар для заместителей руководителей по ВМР дошкольных образовательных организаций по теме «Наследие дошкольной педагогики в рамках реализации ФГОС ДО».

Воспитатель Иванова Е.В. представила занятие с воспитанниками подготовительной к школе группы с использованием социоигровой технологии по методу Шулешко Е.Е., где были представлены основные принципы технологии и ряд игр. Елена Владимировна также рассказала об особенностях методики, параллельно делая ссылки на практическую деятельность. Она подчеркнула привлекательность методики и привела примеры из практики, в которых можно было увидеть большое значение и ценность методики для становления детского коллектива, развития коммуникативной компетенции дошкольников. Воспитатель Фокина О.Н. представила технологию коллективного творческого воспитания Иванова И.П. Оксана Николаевна рассказала об опыте применения метода коллективно-творческого дела «День добра», подробно описав содержание деятельности по каждому пункту алгоритма. Решение комплекса воспитательных задач и создание условий для успешной социализации педагог отметила самым ценным в данной методике. Заместитель директора по ВМР Юсова Людмила Владимировна, пройдя по страницам истории дошкольной педагогики, предложила коллегам «Педагогический пробег», где необходимо было выбрать и соотнести предложенные примеры с авторскими методиками.

При подведении итогов была отмечена ценность наследия дошкольной педагогики и психологии, необходимость применения традиционных методик в рамках реализации ФГОС ДО.

25, 26 и 31 октября 2017 года с целью обеспечения эффективной работы по реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и внедрения в практику педагогической и управленческой деятельности передовых инновационных технологий в дошкольном образовании состоялся ряд совещаний с заместителями руководителей ДОО по ВМР по теме «Организация комплексной оценки качества образования в ДОО».

На базе «пилотных» площадок МБДОУ детского сада №3 «Ладушки», МАДОУ детского сада №10 «Колокольчик», МБДОУ детского сада №12 «Пчёлка», проводивших в течение года апробацию шкалы ECERS-R, заместители руководителей по ВМР были ознакомлены с данной шкалой. Методист УМЦ «Коломна» Штейн С.А. рассказала о месте шкалы в международной системе оценки качества образования дошкольных образовательных организаций, об особенностях данной шкалы и необходимости её применения для совершенствования системы дошкольного образования. Она также разъяснила систему оценки качества образования, её соответствие требованиям ФГОС ДО, возможные риски и затруднения в данном направлении. Заместители руководителей по ВМР Сухарникова Г.Р., Пономарёва Г.Г., Сотскова Е.А. познакомили коллег с необходимой предварительной работой, инструкцией по использованию шкалы ECERS-R. Коллегам была предложена практическая работа по оценке одной из подшкал «Предметно-пространственная среда»: подробный анализ всех показателей, заполнение оценочных листов и профиля качества. Данный инструментарий вызвал интерес, так как он может способствовать чёткому детальному анализу и определению перспектив развития ДОО.

28 сентября 2017 года на базе МБДОУ детского сада №40 «Солнышко» молодые педагоги Подмосковья в рамках педагогической лаборатории «Формирование и развитие игровой компетенции современного педагога» исследовали условия дошкольной образовательной организации для психолого-педагогической поддержки и сопровождения активной игры дошкольников.

Молодые педагоги Коломенского городского округа, г. Краснознаменск, г. Домодедово, г. Бронницы, г. Егорьевск, г. Луховицы, г. Орехово-Зуево, входящие в Ассоциацию педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области, дружно и активно обсуждали проблему: как вызвать и сохранить интерес дошкольников к игре. Воспитателям в условиях педагогической лаборатории была предложена игра «Туристическое агентство». В рамках сюжета Власова Н.Ю., заведующая МБДОУ детского сада №40 «Солнышко», посредством видеоролика подчеркнула особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Педагоги и воспитанники представили музыкальный анонс экскурсионной программы. А в видеороликах «Приёмы введения в сюжетную игру» гостей познакомили с «экскурсоводами» Ерошиной Н.Н., Мотасовой И.А., Савчук Е.Г., Халяпиной О.М. Исследование особенностей организации и проведения сюжетно-ролевой игры происходило на экскурсионных маршрутах: «Коломенский трамвайчик», «Сувенирная лавка», «Театральное кафе «Коломенская пастила», «Конькобежный центр «Коломна». Познакомившись с достопримечательностями нашего города, гости включались в игру, а затем по предложенным технологическим картам анализировали свою деятельность и методические особенности игры дошкольника с учётом возрастных особенностей. Самореализоваться, проявить свои творческие способности педагоги смогли на интерактивной программе «Думаем, творим, играем». Методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна» Штейн С.А. и заместитель заведующей по ВМР детского сада №40 «Солнышко» Сенницкая Т.Б. погрузили молодых коллег в атмосферу творческой игры, позволив обобщить методические знания. В процессе рефлексии дружная команда построила «Дом игры».

При подведении итогов и обмене мнениями по заявленной проблеме встречи выступили: старший научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики ФГБНУ ИСРО РАО Попова А.И.; доцент кафедры НДО ГОУ ВО МО «ГСГУ», кандидат педагогических наук Губанова Н.Ф.; специалист по учебно-методической работе Московского областного центра дошкольного образования «Содружество» Коптева В.А.; начальник отдела дошкольного и общего образования Управления образования администрации г.о. Коломна Бутонова С.В. Интересная интерактивная форма мероприятия позволила всем педагогам, как актуализировать особенности методики, так и испытать эмоции радости и творчества.

26 сентября 2017 года в рамках сотрудничества с кафедрой начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» для заместителей руководителей по ВМР дошкольных образовательных организаций г.о. Коломна старший преподаватель кафедры Перекальский С.А. провёл практическое занятие.

Размышляя об активизации коллективных отношений в дошкольном образовательном учреждении, Сергей Александрович разобрал понятия «коллектив», «личностно-творческое развитие». Подробно были проанализированы основные способы активизации коллективных отношений: стратегия развития ДОО; лаборатория рациональных идей и предложений; наставничество; участие в совместных проектах, конкурсах, мероприятиях; активизация досуговой деятельности; портфолио педагога; специальная работа педагога-психолога; активизация личностного развития; активизация творческого развития; формирование навыков продуктивного общения; формирование навыков профессионального эмоционального реагирования; формирование навыков работы в команде; профилактика и преодоление конфликтов; профилактика «профессиональной деформации». Занятие способствовало актуализации знаний и определению стратегии работы с коллективом в дошкольной образовательной организации.