УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "КОЛОМНА"

Методическое сопровождение реализации ФГОС ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Мероприятия 2015-2016 учебного года

Положение о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС ОВЗ начального общего образования и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПЛАН-ГРАФИК МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОВЗ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Официальный сайт научно-педагогической библиотеки имени К.Д. Ушинского ЗДЕСЬ >>

12 мая 2017 года делегация педагогов г.о. Коломна приняла участие в работе региональной конференции по теме «Образование детей с расстройством аутистического спектра в Московской области: опыт и перспективы», проходившую на базе ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».

На пленарном заседании актуальные вопросы работы с детьми с РАС в своих выступлениях осветили первый заместитель министра образования Московской области Пантюхина Н.Н., уполномоченный по правам ребёнка в Московской области К.В. Мишонова и директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Хаустов А.В. Опыт работы нашего города по организации преемственности образования детей с РАС представили на пленарном и секционном заседаниях заместитель заведующей по ВМР МБДОУ детского сада №3 «Ладушки» Сухарникова Г.Р. и учитель ресурсного класса для детей с РАС МБОУ СОШ №18 Фёдорова О.Г.

В заключение работы секции на вопросы присутствующих ответили начальник отдела общего, дополнительного и дошкольного образования Управления образования администрации г.о. Коломна Бутонова С.В. и заместитель председателя ТПМПК Пуцкова Ю.И.

27 апреля 2017 года на базе МБДОУ компенсирующего вида детского сада №32 «Аленький цветочек» прошёл региональный семинар для заместителей руководителей по ВМР и учителей-логопедов по теме «Особенности создания коммуникативной среды для неговорящих детей с использованием инновационных педагогических технологий». В работе приняли участие 52 педагога из городов Коломна, Воскресенск, Бронницы, Егорьевск, Хотьково, Луховицы.

С приветственным словом к присутствующим обратились начальник отдела общего, дополнительного и дошкольного образования Управления образования администрации г.о. Коломна Бутонова С.В. и заместитель председателя Ассоциации педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области Булавкина Е.Б. Заведующая детским садом Малахова Н.В. и заместитель заведующей по ВМР Горбанюк И.А. представили созданную в образовательном учреждении модель дополнительного коррекционно-образовательного пространства для детей с моторной алалией. Занятия в рамках кружковой деятельности представили воспитатель Ларина Р.Б., инструктор по физической культуре Степанова А.Д., музыкальный руководитель Петрушина А.Р., учителя-логопеды Шульгина Ю.А. и Радюк И.Ю. Педагог-психолог Белова Е.А. провела занятие по эмоциональному развитию с воспитанниками старшей группы.

При подведении итогов специалист по учебно-методической работе МОЦДО «Содружество», директор Центра дополнительного образования детей «Детский университет» Коптева В.А. отметила высокий уровень проведённого мероприятия. Также присутствующие высказали много тёплых слов в адрес коллег.

24 апреля 2017 года воспитатель МБДОУ компенсирующего вида детского сада №16 «Игрушка» Фазылова Г.А. приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара по теме «Дошкольное образование детей с расстройствами аутистического спектра», проводимого Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС в г. Москве.

В ходе работы обсуждались вопросы подготовки образовательной организации к проведению процесса инклюзии дошкольников с РАС. Большой интерес вызвало выступление кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Морозова С.А., в котором он познакомил присутствующих с различными моделями обучения детей с расстройствами аутистического спектра и подходами к адаптации программ дошкольного образования.

20 апреля 2017 года на базе МБОУ СОШ №11 прошло заседание городского методического объединения учителей-дефектологов и учителей начальных классов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе работы специалисты психолого-медико-педагогической комиссии Каретникова С.М. и Филякова А.А. осветили основные вопросы деятельности ПМПК, обратили внимание присутствующих на подготовку документации к проведению обследования. Белова Е.А. рассказала о профилактике стресса и преодолении негативных ситуаций при взаимодействии с родителями и детьми, вышедшими на ПМПК.

Руководитель ГМО Мёдова Н.В. подвела итоги работы за год и провела анкетирование с целью выявления профессиональных потребностей педагогов.

12 апреля 2017 года на базе МБДОУ компенсирующего вида детского сада №40 «Солнышко» прошёл семинар-практикум по теме «Эффективные формы и методы работы по развитию речи детей с ОВЗ в процессе взаимодействия воспитателей и специалистов ОУ», в ходе которого педагоги ДОУ продемонстрировали возможности использования авторских методик по логоритмике и подготовке к обучению грамоте.

Историю о том, как дети с Трамвайчиком подружились на логоритмическом занятии рассказали заведующая детским садом Власова Н.Ю. и воспитатель Комолых Е.А. Воспитатели Ковшова М.С. и Игонина С.Е. на занятии по теме «Прогулка в парк» продемонстрировали работу по формированию фонематического восприятия и развитию грамматического строя речи у дошкольников 6-7 лет. Интегрированное занятие «Старинные уголки Коломны», подготовленное музыкальным руководителем Бяховой И.А. и воспитателем Мотасовой И.А. вызвало у присутствующих гордость за родной город.

При подведении итогов ведущий научный сотрудник ФГБНУ ИРСО РАО, кандидат педагогических наук Попова А.И. отметила высокую результативность использования продемонстрированных методик, способствующую профилактике трудностей школьного обучения. Также поднимались вопросы междисциплинарного взаимодействия при проведении занятий путём интеграции различных образовательных областей.

11 апреля 2017 года на базе ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», г. Мытищи, прошёл финальный этап Предметной недели «Инновационные технологии работы с детьми с ОВЗ», организованной Ассоциацией специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (АСРДОВЗ).

В финале конкурса участвовали восемь педагогов, которые представили «домашние» самопрезентации, раскрыли содержание авторских проектов, посвященных различным аспектам повышения эффективности обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с различными психофизическими нарушениями, оптимизации ранней помощи и совершенствованию коррекционно-развивающей среды. По итогам конкурса 1 место занял Московцев Дмитрий Вячеславович, учитель технологии МКОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ «Надежда» г.о. Коломна Московской области», на 2 месте оказалась Степанова Анна Дмитриевна, инструктор по физической культуре МБДОУ компенсирующего вида детский сад №32 «Аленький цветочек» г.о. Коломна, 3 местоПавицкая Елена Васильевна, учитель географии МБОУ «Наро-Фоминская школа для обучающихся с ОВЗ».

11 апреля 2017 года на базе МКОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» городского округа Коломна Московской области» прошёл зональный круглый стол по теме «Апробация образовательной и управленческой модели, программ и технологий в ходе реализации АООП ФГОС УО», в работе которого приняли участие 39 педагогов.

Был представлен опыт работы МКОУ школа «Надежда», МКОУ «Хорловская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», МКОУ «Коробчеевская школа-интернат» и МКОУ «Белоомутская школа-интернат». В ходе работы обсуждались вопросы, касающиеся реализации заявленного Стандарта в образовательных организациях, особенностей внеурочной деятельности и коррекционно-развивающей работы. Теоретические выступления подкреплялись фрагментами уроков и внеурочных занятий. Много положительных отзывов вызвал у присутствующих небольшой концерт в исполнении обучающихся школы «Надежда».

При подведении итогов кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального и инклюзивного образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Алышева Т.В. отметила актуальность проведённого мероприятия и высокий профессионализм коллег.

7 апреля 2017 года на базе МБУДО «Детская школа искусств» Луховицкого муниципального района прошёл зональный семинар по теме «Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», в работе которого приняла участие делегация педагогов г.о. Коломна.

Особенности организации медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в Московской области в своём выступлении обозначила старший преподаватель кафедры специального образования ГОУ ВО МО «ГСГУ» Глазкова Е.В. Также опытом работы поделились педагоги МБДОУ компенсирующего вида детского сада №40 «Солнышко». Заместитель заведующей по ВМР Сенницкая Т.Б. и воспитатель Цубера М.А. рассказали о преемственности коррекционного образования при переходе дошкольников с ОВЗ в начальную школу, акцентировали внимание присутствующих на обязательном включении родителей в этот процесс. Мастер-классы по использованию современных педагогических технологий в работе с детьми с нарушением зрения провели воспитатель Халяпина О.М. и учитель-дефектолог Дозорова А.А. Проект «Издательство «Семейный дом» представила воспитатель Янгурчина М.В.

Начиная с 2007 года, согласно Резолюции 62/139, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, 2 апреля по всему миру отмечается День распространения информации об аутизме. Эта инициатива была введена с целью подчеркнуть необходимость помощи и повышения качества жизни людей с расстройствами аутистического спектра.

В преддверии этого дня в образовательных учреждениях нашего города прошёл ряд мероприятий, среди которых были: Дни открытых дверей для родителей детей с РАС с показом основных режимных моментов; экскурсии для студентов ГОУ ВО МО «ГСГУ»; творческая гостиная «Делай вместе» по обучению родителей взаимодействию с детьми с РАС в процессе продуктивной деятельности; методические объединения педагогов; распространение памяток по проблеме аутизма среди родителей, коллег и прохожих; размещение информации на сайтах образовательных учреждений и в родительских уголках.

31 марта 2017 года на базе МБОУ ООШ №3 прошло городское методическое объединение учителей-логопедов и учителей начальных классов компенсирующей направленности.

Директор МБОУ ООШ №3 Грачёва Е.В. представила систему работы образовательной организации по формированию ключевых компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через урочную и внеурочную деятельность. Учитель начальных классов Бочарова А.Д. и учитель технологии Бычкова Т.Н. провели интегрированный урок с элементами театрализации по теме «Обувь». Пенкина Л.В. подготовила с обучающимися с ЗПР внеурочное занятие по теме «Дети – герои войны».

30 марта 2017 года на базе МБДОУ детского сада №3 «Ладушки» прошло заседание городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов ДОУ, посвящённое созданию специальных условий для воспитанников с расстройствами аутистического спектра.

В приветственном музыкальном комплименте от воспитанников детского сада была продемонстрирована возможность интеграции детей с РАС в среду здоровых сверстников. Эта тема нашла продолжение в выступлении учителя-дефектолога Леонтьевой А.Л. Особенности индивидуализации образования детей с РАС обозначила педагог-психолог Патрикеева А.Ю. Парфёнова Е.В., учитель-дефектолог, рассказала об организации сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в процессе подготовки к школьному обучению.

В заключение руководитель ГМО Сухарникова Г.Р. провела анкетирование по выявлению профессиональных потребностей педагогов и подвела итоги работы за 2016-2017 учебный год.

22 марта 2017 года на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41 «Жаворонок» прошёл мастер-класс для воспитателей групп компенсирующей направленности по теме «Формирование познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Особенности работы учреждения с детьми с ОВЗ в приветственном слове обозначила заведующая детским садом Быкова Е.Е. Музыкальные руководители Василевская Е.П. и Таран Н.Е. подготовили с воспитанниками театрально-поэтическую композицию с презентацией детского сада «Жаворонок». Организацию работы по оказанию эффективной коррекционной помощи представила в своём выступлении учитель-логопед Нацевская Е.И. Практическое занятие по артикуляционной гимнастике провела с коллегами учитель-логопед Быкова А.А. Особенности коррекционно-развивающей работы воспитателя ДОУ во второй половине дня обозначила учитель-логопед Илюшина Е.В. Открытые занятия с детьми с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи провели воспитатели Петруня И.А., Сорокина И.А., Минаева С.В. и учитель-дефектолог Корябкина Т.Е.

При подведении итогов мастер-класса участники отметили актуальность поднятой темы и её практическую значимость.

6 марта 2017 года на базе учебного класса Учебно-методического центра «Коломна» прошло совещание с заместителями директоров общеобразовательных учреждений по УВР по теме «Внедрение адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Презентация скачать>>

Начальник отдела общего, дополнительного и дошкольного образования Управления образования администрации г.о. Коломна Бутонова С.В. прокомментировала вопросы программно-методического и материально-технического обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна» Каретникова С.М. рассказала о возможных вариантах адаптированных основных образовательных программ и провела их сравнительный анализ. В индивидуальном порядке с присутствующими были разобраны текущие вопросы о специальных учебниках, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов и деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов.

28 февраля 2017 года на базе МБОУ СОШ №11 прошёл зональный семинар-практикум по теме «Развитие инклюзивного и дистанционного образования в школе: опыт реализации и перспективы развития», направленный на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В работе семинара приняли участие 63 педагога, среди которых были представители из городов Воскресенск, Егорьевск, Серебряные Пруды, Озёры и Коломенского муниципального района.

Фотогалерея семинара-практикума смотреть>>

Систему инклюзивного и дистанционного образования г.о. Коломна представила методист МБУ ДПО «Учебно-методический центр «Коломна» Каретникова С.М. О современных подходах, проблемах и перспективах в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования рассказала директор МБОУ СОШ №11 Гущина О.Л. Особенности организации урочной и внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в школе №11 прокомментировала заместитель директора по УВР Романова С.С. Духовно-нравственное воспитание как элемент воспитания детей с ОВЗ в своём выступлении обозначила методист МБУ ДПО «Учебно-методический центр «Коломна» Булгакова Е.В. Большой интерес присутствующих вызвала персональная выставка работ учителя технологии и ИЗО Применко Е.А., представленная автором совместно с обучающимися.

В практической части семинара учителя Суханова Н.И., Кузуб Т.М., Куденок Е.С. и Глачаева Н.В. провели с обучающимися с ОВЗ увлекательные уроки и внеурочные занятия. Наиболее ярким моментом стала театральная сказка «Прости нас, мама», подготовленная учителями Сухановой Н.И. и Глуходедовой Т.Н. При подведении итогов протоиерей Кирилл Сладков, Благочинный церквей Луховицкого округа, и помощник по образованию Благочинного церквей города Коломны и Коломенского округа Киселёва А.А. отметили необходимость духовно-нравственного воспитания в становлении целостной разносторонне развитой личности подрастающего поколения, выразили слова благодарности педагогам за их нелёгкий, но очень нужный труд.

21 февраля 2017 года на базе МКОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» прошёл муниципальный семинар для социальных педагогов и педагогов-психологов по теме «Система работы школы по социальной адаптации умственно отсталых школьников в целях профессионального самоопределения».

Актуальные вопросы профессиональной ориентации школьников с интеллектуальными нарушениями в своих выступлениях осветили директор школы Кулагина Е.И. и заместитель директора по УВР Махоткина Т.В. Педагог-психолог Кудинова Т.В. и учитель-логопед Асеева А.М. провели деловую игру «На пороге взрослой жизни», нацеливающую выпускников на реализацию профессиональных перспектив. Особенности профессионально-трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью обозначил учитель трудового обучения Московцев Д.В. Также присутствующим был продемонстрирован видеофильм с фрагментами уроков трудового обучения.

При подведении итогов методисты Учебно-методического центра «Коломна» Каретникова С.М. и Ярова Т.В. отметили, что воспитательная система школы «Надежда» способствует успешной социализации и личностному развитию учеников и частично может быть использована в общеобразовательных школах.

16 февраля 2017 года на базе образовательных организаций г.о. Коломна прошёл региональный семинар по теме «Равные возможности: эффективные практики работы с детьми», в работе которого приняли участие 46 педагогов из разных муниципальных образований Московской области.

На пленарном заседании с приветственным словом к присутствующим обратилась Пуцкова Ю.И., заместитель председателя ТПМПК г.о. Коломна. Коррекционно-образовательное пространство нашего города представила методист Учебно-методического центра «Коломна» Каретникова С.М. Затем работа осуществлялась на секциях, посвящённых организации преемственности в работе образовательных организаций, осуществляющих воспитание и обучение детей с ОВЗ. В ходе экскурсий было продемонстрированно предметно-развивающее пространство образовательных учреждений. Наиболее ярким моментом стали приветственные выступления детей. Возможности использования специальных образовательных условий воспитания и развития детей с расстройствами аутистического спектра прокомментировали педагоги МБДОУ детского сада №3 «Ладушки» Савина Э.В., заведующая, Сухарникова Г.Р., заместитель заведующей, Парфёнова Е.В., учитель-логопед, Бурлакова М.Е., музыкальный руководитель, Патрикеева А.Ю., педагог-психолог. Учитель МБОУ СОШ №18 Фёдорова О.Г. рассказала о реализации требований ФГОС НОО для детей с ОВЗ на примере работы ресурсного класса.

Особенности коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением зрения обозначили заведующая детского сада №40 «Солнышко» Власова Н.Ю., заместитель заведующей по ВМР Сенницкая Т.Б., директор МБОУ СОШ №16 Зыкова Е.Н. и заместитель директора по УВР Швецова Л.В. Педагоги МБОУ СОШ №16 Минаева Е.В., Мёдова Н.В., Плотникова Е.А., Усова В.В. представили фрагменты уроков и внеурочных занятий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ ИРСО РАО, кандидат педагогических наук Попова Альбина Ивановна в своём выступлении коснулась преемственности дидактических условий инклюзивного обучения, созданных в данных образовательных учреждениях. Современные подходы, проблемы и перспективы в работе с глухими и слабослышащими детьми осветили заведующая МКОУ детского сада компенсирующего вида «Лучики» Кулакова М.Н. и педагоги МКОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19 г. Коломна Московской области» Алёшкина Н.В., директор, Козел Л.М., учитель начальных классов, Татарченко М.И., педагог-психолог. Учителя-дефектологи детского сада «Лучики» Куманёва Г.И., Федюнина Г.В., Кошелева Т.И. провели с воспитанниками открытые занятия.

При подведении итогов заместитель директора ГБУ МО Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ермолаева О.В. и педагог-психолог Валгепеа А.А. отметили высокую результативность коррекционной работы, проводимой педагогами нашего города.

27 января 2017 года на базе МБДОУ компенсирующего вида детского сада №16 «Игрушка» прошёл круглый стол по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями на примере работы группы детей с расстройствами аутистического спектра», в работе которого приняли участие 28 педагогов.

С приветственным словом к присутствующим обратилась заведующая детским садом Орехова М.В. Об организации работы группы для детей с расстройствами аутистического спектра рассказала заместитель заведующей по ВМР Салтыкова И.В. Возможности использования современных педагогических технологий в работе с детьми с РАС в своих выступлениях осветили учителя-дефектологи Степаненкова Н.Н., Калинина Г.А. и воспитатель Фазылова Г.А. Особенности интеграции детей с РАС на занятиях по физическому воспитанию обозначил инструктор по физической культуре Ермошин А.Н. Воспитатель Трошкина Е.А. представила коллегам видеопросмотр группового занятия на тему «Вежливость». В ходе обсуждения педагогами поднимались вопросы создания программ психолого-педагогического сопровождения и особенностей интеграции детей с РАС в среду нормально развивающихся сверстников.

При подведении итогов профессионализм коллег отметили заместитель председателя ТПМК г.о. Коломна Пуцкова Ю.И. и заведующая кафедрой специального образования ГОУ ВО МО «ГСГУ» Ульянова О.И.

26 января 2017 года на базе МБДОУ детского сада компенсирующего вида №40 «Солнышко» прошло городское методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов ДОУ, посвящённое организации взаимодействия педагогов в процессе коррекционно-развивающей работы.

Учитель-логопед Дозорова А.А. и воспитатель Аршинская Л.Н. продемонстрировали занятие по теме «Путешествие в Математическое королевство» с воспитанниками старшей группы, которое было подробно проанализировано руководителем ГМО Сухарниковой Г.Р. Учителя-логопеды Чиркова Т.В. и Кульбовская Е.Ю. провели с присутствующими мастер-класс «Игровые приёмы и упражнения по автоматизации звуков в сочетании с развитием зрительных функций». Школу молодого специалиста по теме «Использование многофункционального пособия «Разноцветные дорожки» в работе учителя-логопеда» подготовила Баранова Е.В.

20 января 2017 года в МКОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» для руководителей общеобразовательных организаций прошёл Публичный отчёт.

В рекреационных помещениях были оформлены выставки методических материалов и творческих работ учащихся, посвященных Году экологии в России. Особенности моделирования коррекционно-образовательного пространства школы, учитывающего актуальные тенденции в развитии специального образования, в своём выступлении обозначила директор Кулагина Е.И. О специфике организации учебного процесса рассказала заместитель директора по УВР Махоткина Т.В. Учитель географии Кузина Т.П. представила социальный проект «Роль воспитательного пространства в условиях взаимодействия семьи и школы в развитии гражданина».

Открытые уроки и занятия провели Рыбакова Т.А., Морозова Т.В., Холькина Е.С., Комлева Е.В., Соломатина М.О., Московцев Д.В., Асеева А.М., Кудинова Т.В., Брыксина Е.С. Много положительных эмоций подарила присутствующим концертная программа, представленная обучающимися. При подведении итогов выступили заместитель начальника Управления образования Камышова Т.И., директор МБОУ СОШ №11 Гущина О.Л., директор МБОУ СОШ №24 Андреянова Г.Н., методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна» Каретникова С.М., председатель городского комитета профсоюза работников образования и науки Куманёва Е.В., которые отметили высокий уровень проведения мероприятия и профессионализм коллег.

21 декабря 2016 года прошло заседание городского методического объединения учителей-дефектологов и учителей начальных классов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе работы педагоги МКОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» представили опыт работы школы по организации взаимодействия участников образовательного процесса. Присутствующим был предложен видеофильм с фрагментами уроков и занятий с обучающимися начальных классов, который прокомментировали заместитель директора по УВР Махоткина Т.В., учитель-логопед Асеева А.М., педагог-психолог Кудинова Т.В., учитель физической культуры Багизаева Р.Б., социальный педагог Еременко Т.Е. и учителя начальных классов Морозова Т.В., Покида Ю.А., Муругова Н.В., Рыбакова Т.А.

20 декабря 2016 года прошёл муниципальный семинар-практикум по теме «Формирование основ личности ребенка с нарушением слуха в условиях детского сада компенсирующего вида «Лучики».

Во вступительном слове методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна» Каретникова С.М. акцентировала внимание присутствующих на том, что современные условия диктуют необходимость быть готовыми к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья всем педагогов дошкольных образовательных учреждений. Воспитатель Лиманова Е.В. в своём выступлении познакомила коллег с психологическими особенностями личностного развития детей с нарушенным слухом. Об организации психолого-педагогического сопровождения развития личностных качеств дошкольника с нарушением слуха рассказала воспитатель Фатеева Е.В. Создание специальных условий в детском саду прокомментировала заместитель заведующей по ВМР Михайлова С.М. Особенности формирования навыков взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками на занятиях с детьми 3-5 лет показали учитель-дефектолог Короткова А.В. и воспитатель Попова Т.В. Воспитатели Люшвина Н.В. и Филькова Т.А. продемонстрировали организацию свободной деятельности дошкольников с целью развития коммуникативных качеств личности.

16 декабря 2016 года на базе МБОУ СОШ №11 прошёл муниципальный семинар-практикум по теме «Игровые технологии как средство развития познавательной активности обучающихся с ЗПР».

Директор школы Гущина О.Л. представила опыт работы по внедрению инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы. Романова С.С., заместитель директора по УВР, рассказала о применении игровых технологий в различных видах деятельности обучающихся с ЗПР. В практической части семинара учитель начальных классов Самойлова Т.Е. провела урок математики в первом классе, в ходе которого, выполняя задания Деда Мороза, обучающиеся познакомились со способами прибавления и вычитания числа 3. Учитель начальных классов Краева Е.Н. в ходе внеурочного занятия пригласила обучающихся третьего класса на виртуальную экскурсию по России, на которой ученики узнали, как меняется рацион питания жителей в зависимости от климатической зоны. Ярким моментом стала театральная игра по сказке «Репка», организованная воспитателем группы продлённого дня Корышевой Н.Н., целью которой было формирование у обучающихся первого класса здорового образа жизни.

1416 декабря 2016 года Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра», в работе которой приняли участие педагоги МДБОУ детского сада №16 «Игрушка»: воспитатель группы РАС Трошкина Е.А. и учитель-дефектолог Калинина Г.А.

В первый день работы конференции на базе Московского государственного психолого-педагогического университета в выступлении заместителя министра образования и науки Российской Федерации Каганова В.Ш. было обозначено, что система образования Российской Федерации должна дать все возможности для обучения детей с расстройствами аутистического спектра. В последующие дни работа осуществлялась по адресам презентационных площадок и была посвящена рассмотрению научных исследований, эффективных технологий и методов работы с детьми с РАС, нормативно-правового обеспечения системы помощи детям с РАС и оценке эффективности работы.

8 - 9 декабря 2016 года на базе ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» прошла Международная научно-практическая конференция по теме «Научно-педагогическое сопровождение реализации ФГОС общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», в работе которой приняли участие педагоги г.о. Коломна.

На пленарном заседании выступили с докладами представители научного сообщества и высшей школы. Темы выступлений касались практической значимости программно-методического обеспечения системы дополнительного профессионального образования по дефектологическим специальностям; перспектив доработки, апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»; проблем оказания психолого-педагогической помощи семьям лиц с ограниченными возможностями здоровья и психологического сопровождения профориентации детей с ОВЗ; особенностей междисциплинарного взаимодействия при организации инклюзивного образования.

Во второй день работы Конференции на секционном заседании «Требования ФГОС ДО к организации коррекционной практики с детьми с нарушением зрения» педагоги МБДОУ детского сада №40 «Солнышко»: заведующая Власова Н.Ю., учитель-дефектолог Дозорова А.А., инструктор по физической культуре Иванец Е.С., учитель-логопед Шилова И.С. и воспитатель Мотасова И.А. поделились опытом работы по использованию творческого потенциала педагога для расширения коррекционно-образовательного пространства ДОУ для детей с нарушением зрения. Также ими была оформлена выставка авторских пособий и развивающих игрушек.

В работе секции, посвящённой проблемам организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями, приняли участие педагоги МКОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда». Директор школы Кулагина Е.И. и учитель географии Кузина Т.П. представили стендовый доклад «Роль воспитательного пространства в условиях взаимодействия семьи и школы в развитии гражданина». Воспитатель Бударова Л.А. выступила по теме «Реализация проектной деятельности по народному творчеству как фактор организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ». Учитель-начальных классов Раксеев М.В. в своём выступлении обозначил проблемы и перспективы реализации ФГОС для учащихся с умеренной умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями.

Работа секции «Готовность образовательного пространства для лиц с нарушениями слуха к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ» была организована на базе МКОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19 г.о. Коломна Московской области». Алёшкина Н.В., директор школы-интерната, рассказала о реализации требований нормативно-правовой базы в процессе выполнения ФГОС в условиях школы-интерната №19. Ким И.С., учитель истории и географии, обозначил эффективные образовательные технологии для обеспечения и реализации помощи детям с нарушением слуха. Организацию психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушением слуха в условиях детского сада компенсирующего вида «Лучики» прокомментировала заместитель заведующей по ВМР Михайлова С.М. Методист Учебно-методического центра «Коломна» Каретникова С.М. осветила состояние инклюзивного образования, сложившееся в настоящее время в г.о. Коломна. Педагог-психолог Татарченко М.И. и заместитель директора по воспитательной работе Жиленко Н.М. рассказали о реализации ФГОС для детей с ОВЗ в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха. Казаркина Т.А., заместитель директора по учебной работе, обозначила необходимое техническое оснащение образовательной организации, предоставляющее возможность обучать глухих и слабослышащих. Мастер-класс по теме «Школа-интернат для глухих и слабослышащих – стартовая площадка интеграции и самореализации лиц с нарушенным слухом» провела учитель-дефектолог Снеткова Е.А. Учителями начальных классов Козел Л.М. и Стародубовой И.В., учителем физической культуры Дунаевой О.В., учителем-дефектологом Новиковой С.В. и педагогом дополнительного образования Байдаченко Е.В. были представлены стендовые доклады на различные темы.

30 ноября 2016 года на базе МБОУ СОШ №16 прошёл зональный семинар для педагогов общеобразовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, по теме «Особенности организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями по зрению в начальных классах в рамках общеобразовательной школы», в работе которого приняли участие педагоги из Коломенского муниципального района, городов Озёры, Воскресенск, Луховицы, Зарайск.

В рамках увлекательной экскурсии заместитель директора по воспитательной работе Звонникова М.М. познакомила гостей с экспозициями школьного музея, а социальный педагог Теряева Е.А. рассказала об использовании возможностей сенсорной комнаты для коррекционной работы с обучающимися с нарушением зрения. Учителями начальной школы Мёдовой Н.В., Минаевой Е.В., Черкасовой Л.Н., Плотниковой Е.А. были проведены уроки, где ярко прослеживалась работа по охране зрения обучающихся. Внеурочная деятельность, представленная учителем иностранного языка Широковой М.А., учителем математики Меновой С.А., учителем биологии Усовой В.В., учителем физической культуры Конякиной Е.А. также отражала здоровьесберегающие технологии. Парад спортивных надежд, подготовленный тренером-преподавателем по лёгкой атлетике Вороновой О.В., показал возможность включения детей с ОВЗ в коллектив здоровых сверстников при занятиях физкультурой и спортом.

На пленарном заседании директор школы Зыкова Е.Н. и заместитель директора по УВР Швецова Л.В. представили опыт работы школы по заявленной теме семинара. Педагог-психолог Жогина И.В. рассказала об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Директор МБДОУ детского сада №40 «Солнышко» Власова Н.Ю. поделилась опытом работы по осуществлению преемственности инклюзивного обучения в детском саду и школе. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ ИРСО РАО, кандидат педагогических наук Попова Альбина Ивановна в своём выступлении коснулась преемственности дидактических условий инклюзивного обучения. Методист Учебно-методического центра «Коломна» Каретникова С.М. прокомментировала сложившуюся в настоящее время в г.о. Коломна систему коррекционной помощи.

При подведении итогов начальник отдела общего, дополнительного и дошкольного образования Управления образования администрации г.о. Коломна Бутонова С.В. обозначила перспективы развития инклюзивного образования в нашем городе и высказала слова благодарности за высокий уровень проведения мероприятия. Присутствующие также высоко оценили профессионализм коллег.

24 ноября 2016 года на базе МБДОУ детского сада №32 «Аленький цветочек» прошло методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов ДОУ по проблеме формирования фонематического восприятия у дошкольников.

Учитель-логопед Костанич А.В. в своём занятии с воспитанниками старшей группы отразила возможность применения специальных символов Т.А. Ткаченко при дифференциации согласных звуков. Учитель-логопед Шульгина Ю.А. провела мастер-класс по использованию в коррекционной работе нестандартных методик и логопедической программы «Игры для Тигры», а учитель-логопед МБДОУ детского сада №11 «Малинка» Баранова О.И. осветила традиционную методику работы и привела примеры дидактических игр по заявленной теме.

С 14 по 18 ноября 2016 года в рамках благотворительного проекта «Доброе сердце» и в преддверии Всероссийского дня защиты прав детей педагогами МКДОУ детского сада №16 «Игрушка» совместно со студентами ГОУ ВО МО «ГСГУ» под руководством доцента кафедры социальной педагогики Гороховой И.В. была проведена акция «Я, мы и другие».

Заместитель заведующей по ВМР Салтыкова И.В. подготовила ряд лекций по пропаганде толерантности и профилактике ксенофобии. Студенты в игровой форме рассказали воспитанниками детского сада об их правах и обязанностях. Родителям были предложены памятки по правовому воспитанию детей, акцент в которых делался на психологическую составляющую.

7 ноября 2016 года на базе МБОУ СОШ №11 прошёл муниципальный семинар для педагогов-психологов и социальных педагогов по теме «Современные подходы, новые технологии, проблемы и перспективы в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Во вступительном слове методист Методического центра Каретникова С.М. обозначила актуальность выбранной темы и необходимость психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Директор МБОУ СОШ №11 Гущина О.Л. и заместитель директора по воспитательной работе Соколова Т.Б. представили систему работы школы в условиях инклюзивного образования. Заместитель директора по УВР Зайченко Л.А. рассказала об использовании дистанционных образовательных технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Заведующая кафедрой специального образования ГОУ ВО МО «ГСГУ» Ульянова О.И. в своём выступлении коснулась проблем тьюторского сопровождения в процессе инклюзивного образования.

В практической части семинара учителя Герасимова А.И., Свиридова К.А., Краева Е.Н., Суханова Н.И., Винникова Н.В., Воронова В.В., Плотникова Г.С. и Худиев А.А. провели с обучающимися с ОВЗ увлекательные классные часы и внеурочные занятия. При подведении итогов главный инспектор Управления образования администрации г.о. Коломна Бирюкова В.А. высоко оценила профессионализм коллег и выразила слова благодарности за их нелёгкий труд.

2 ноября 2016 года педагоги г.о. Коломна приняли участие в работе зонального семинара по теме «Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения ребёнка с РАС в образовательной организации», проходившего в г. Реутов.

Заместитель заведующей МБДОУ детского сада №3 «Ладушки» Сухарникова Г.Р. и учитель-логопед Парфёнова Е.В. поделились опытом работы по составлению адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра. Учитель-дефектолог МБОУ СОШ №18 Фёдорова О.Г. рассказала об организации работы ресурсного класса для обучающихся с РАС. В завершение выступающие ответили на вопросы присутствующих и получили много положительных отзывов о своей работе.

20 октября 2016 года на базе МКДОУ детского сада «Лучики» в рамках проекта «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», реализуемого Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодёжи «СУВАГ», прошёл семинар по теме «Проведение апробации примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

В ходе работы педагоги МКДОУ «Лучики» и педагоги МБДОУ «Детский сад №65» Управления образования и молодежной политики администрации г. Рязани представили опыт работы с детьми с нарушением слуха в теоретических выступлениях и демонстрации видеозаписей занятий. В заключение семинара между участниками состоялся диалог, были проведены анализ и обобщение замечаний, предложений и рекомендаций по доработке проектов программ.

11 октября 2016 года на базе учебного класса Методического центра прошёл методический практикум по теме «Современные подходы к построению психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях», в работе которого приняли участие педагоги-психологи и учителя, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методист Методического центра Каретникова С.М. обозначила необходимость создания специальных образовательных условий, обусловленную требованиями ФГОС ОВЗ. Педагог-психолог МБОУ СОШ №14 Трусова Т.А. прокомментировала содержание деятельности педагога-психолога общеобразовательного учреждения в структуре ПМПк в системе инклюзивного образования. Об особенностях психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха рассказала педагог-психолог МКС(К)ОУ школы-интерната №19 Татарченко М.И. Возможности социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска, а также вовлечения их в волонтёрскую деятельность отразила в своём выступлении социальный педагог МБОУ СОШ №21 Фролова Ю.В.

6-8 октября 2016 года воспитатель МКДОУ компенсирующего вида детского сада №16 «Игрушка» Фазылова Гульнара Алимовна приняла участие во II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута», проходившей в городе Воронеже.

В ходе работы были представлены актуальные российские и зарубежные подходы к оказанию помощи людям с РАС на всех этапах их жизненного маршрута, модели и формы организации межведомственного взаимодействия по созданию системы оказания комплексной помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра. Конференция состояла из ряда пленарных докладов и панельных дискуссий, где все желающие могли высказать свой опыт работы с детьми с РАС и задать вопросы.

30 сентября 2016 года на базе МБДОУ детского сада №3 «Ладушки» прошло заседание городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов ДОУ.

Сухарникова Галина Риетовна, руководитель ГМО, напомнила коллегам содержание Профессионального стандарта педагога, расставив необходимые акценты. Анна Юрьевна Патрикеева, педагог-психолог МБДОУ детского сада №3 "Ладушки", провела с присутствующими психологический тренинг по снятию эмоционального напряжения и предупреждению профессионального выгорания. Много положительных отзывов получил спектакль по мотивам сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», подготовленный педагогами детского сада с воспитанниками старшей логопедической группы. Школу молодого специалиста по теме «Логико-развивающие игры» провела учитель-дефектолог МБДОУ детского сада №32 «Аленький цветочек» Селезнёва Ольга Викторовна.

28 сентября 2016 года прошло заседание городского методического объединения учителей-дефектологов и учителей начальных классов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в ходе работы которого педагоги МБОУ СОШ №18 поделились приёмами коррекционной работы.

Учитель музыки Игнатова Елена Николаевна рассказала об игровых технологиях нейропсихологической направленности. Учитель начальных классов Берникова Марина Сергеевна подготовила обзор дидактических игр на уроках русского языка для учащихся с ОВЗ. Педагог-психолог Валышева Юлия Александровна провела мастер-класс по использованию психологических методик для развития интегративных качеств личности младших школьников.

21 сентября 2016 года педагоги г.о. Коломна приняли участие в семинаре-обсуждении примерного перечня мероприятий для оснащения образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы, в целях обеспечения физической и информационной доступности образовательных организаций для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, который прошёл на базе ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов».

Основными вопросами были: повышение квалификации специалистов, работающих с инвалидами; организация рабочих (учебных) мест лиц с ОВЗ; обеспечение доступности услуг образовательных организаций, которые невозможно полностью приспособить к приёму инвалидов до реконструкции.

1920 сентября 2016 года на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» прошла Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Использование новых классификаций и критериев при формировании заключений психолого-медико-педагогических комиссий», в работе которой приняли участие специалисты ТПМПК г.о. Коломна.

На пленарном заседании выступили с докладами представители научного сообщества, высшей школы, руководители учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Терехина Ирина Олеговна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ, рассказала о роли и месте ПМПК в системе образования детей с ОВЗ. Мазурова Надежда Владимировна, профессор кафедры социальной психологии и психологического консультирования Московского института психоанализа, осветила аспекты деонтологии в работе ПМПК с семьёй. Проблемы взаимодействия Бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий подняла в своём выступлении Жукова Евгения Валерьевна, заместитель руководителя Центра социальной, профессиональной и психологической экспертно­-реабилитационной диагностики и реабилитации.

20 сентября 2016 года работа конференции была продолжена на семи секциях, посвящённых обсуждению моделей деятельности каждого специалиста ПМПК и вопросов формирования адекватного заключения.

14-15 сентября 2016 года на базе АНО ВПО "Смольный институт Российской академии образования" (г. Санкт-Петербург) прошла Международная научно-практическая конференция «Дефектология как базис инклюзии», целями которой было обсуждение специфики и проблематики инклюзивного образовательного процесса, а также, вопросов, связанных с организацией учебного процесса для лиц с ОВЗ в условиях социальной и образовательной интеграции.

В работе приняли участие специалисты органов управления образованием субъектов РФ, депутаты Госдумы РФ, профессорско-преподавательский состав учреждений высшего образования, руководители и педагогические работники образовательных организаций. Г.о. Коломна представила учитель-логопед МБДОУ детского сада №8 Ткачёва Вера Вячеславовна, которая рассказала об особенностях подготовки к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях нашего города.

14 сентября 2016 года на базе учебного класса Методического центра прошла консультация по подготовке к аттестации для учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных учреждений г.о. Коломна.

В ходе работы были даны разъяснения основных изменений в документообороте аттестации педагогических работников, а также проанализированы Приложения к экспертному заключению об уровне квалификации педагогического работника и предложена систематизация материалов в соответствии с ними.